воскресенье, 16 декабря 2012 г.

Кливия-Clivia


  Это растение для меня особенное! С ним у меня связана своя история.
Как- то раз, дела меня забросили в совершенно чужой край города и там,  в одном из продуктовых магазинов, я увидела маленькое чудо: на фоне ящиков  с овощами и фруктами, всевозможных продовольственных продуктов и бытовой химии, перед огромной витриной магазина разрослись настоящие тропические джунгли!

Множество красивых, ухоженных растений  невероятно радовали глаз. Но больше всего меня потрясла группа растений с ремневидными темно-зелеными листьями цветущими яркими оранжевыми соцветиями.
Из каждого горшка, а их было довольно много, торчало несколько кустов этого неизвестного мне растения, но что самое главное: ОНИ ВСЕ ЦВЕЛИ!
Это было потрясающее зрелище! Проглотив слюну и предвкушая удовольствие от приобретения этого чуда, я поинтересовалась у продавщицы к кому мне надо обратиться по поводу растений? Продавщица как-то странно на меня посмотрела, криво  усмехнулась и указала на  директора. Смерив меня  недружелюбным взглядом, женщина  холодно сообщила ,что это ее личные растения.
- Но зачем вам так много одинаковых?- не унималась я, - Я заплачу любую цену!
     Голубые глаза на миловидном лице стали совсем стальными.
- Растения - не продаются!
   Наивная женщина! Она думала так легко от меня избавиться!
   Ночью, нервно переворачиваясь с боку на бок, я продумывала варианты осуществления  моего, теперь заветного желания. Когда под утро меня одолел сон, мне снились веселые оранжевые цветочки которых было великое множество…….



   Первым делом, с утра пораньше, я помчалась  в теплицу, где можно было приобрести кое-что интересное. Купив там несколько цветущих милашек-пеларгоний, я понеслась в другой конец города. Мой расчет оказался верен: для одержимого любителя растений вид цветущих новинок равносилен бомбе замедленного действия. Теперь пришла Ее очередь! Владелица оранжевых цветочков скользнув небрежным взглядом по моей корзине... взволнованно подняла на меня свои удивленные глаза. Я с удовлетворением для себя, отметила в этом взгляде такой знакомый огонь!
   -Меняю,- промолвила я без предисловий.
   -Выбирайте любой горшок,- и, после небольшой паузы, женщина добавила извиняющимся тоном, - понимаете ли, кто бы не зашёл в магазин- все - или купить хотят, или отростки просят, или даже воруют, уже просто нервов нет. А  дома места не хватает. Вот и приходится на всех «любителей» смотреть как на потенциальных вредителей.



  С тех пор Кливия занимает почетное место  в нашем доме. И действительно,что может сравниться по красоте с яркими жизнерадостными оранжевыми соцветиями, оттененными блестящей темно-зеленой листвой? К тому же это растение начинает цвести  тогда, когда остро чувствуется потребность в сочных красках весны и лета. Моя любимица ежегодно радует меня цветами и что приятно, ее в нашем доме любят все. Мой сын, например, искренне считает, что Кливия- его личное растение, потому что она каждый год «умудряется» расцвести  именно на его день рождения. Ни раньше,ни позже! А для моей старшей дочери, Кливия-это  единственное растение которое ей по душе и имеет право иногда украшать ее комнату.



Кливия - относится к семейству Амариллисовые (Amaryllidaceae). Амариллис, гиппеаструм, гименокаллис, эухарис, нарцисс, кринум являются ее ближайшими родственниками. Эти луковичные растения часто называют «играющими в прятки», так как изнуряющая жара вынуждает их  переживать жаркий период в спасительной прохладе земли. Но кливия происходит из Порт-Наталя, западного побережья Южной Африки. На карте это место окрашено в зеленый цвет и отделено от пустыни Карру Драконовыми горами. Здесь низменность, более влажные условия, — и «прятаться» от засухи нет необходимости.
Поэтому, луковицу заменяет короткое корневище с толстыми мясистыми корнями. Листья у кливии, ремневидные, но несколько более темные, чем у остальных представителей этого семейства, но главная их особенность в том, что, они не засыхают круглый год. Цветы такие же, как у амариллиса, но раза в два меньше и в зонтике их штук двенадцать.
Родовое название — Clivia — было дано в честь знатной английской дамы леди Шарлотты Клайв (Charlotte Clive) герцогини Нортумберлендской. Гувернантка будущей королевы Великобритании Виктории  по-видимому являлась страстной любительницей растений и как указывают исторические источники, именно ей первой удалось довести  новое растение до цветения.

Кливию, характеризующуюся исключительной неприхотливостью, специалисты относят к числу самых выносливых и благодарных для комнатной культуры растений.
  
Местоположение: Теневыносливое, но для успешного развития необходимо светлое место без прямых солнечных лучей. Лучше растет на окнах западной ориентации. Летом растение можно выносить на открытый воздух.
Температура: С ноября по март оно должно находиться при температуре 8-12С, оптимальный вариант - застекленная лоджия. При появлении цветочной стрелки необходимо опять обеспечить комнатную температуру.
Полив: летом по мере просыхания почвы. Нельзя допускать скапливания воды в горшке: до очередного полива верхний слой земли должен подсохнуть, иначе мясистые корни могут загнить. После того как цветонос достигает высоты около 10 см и на нем становятся заметны бутоны, с этого момента и до начала августа растение начинают поливать обильнее, затем полив постепенно уменьшают и зимой, полив сводят к минимуму.
Период покоя: Для регулярного цветения кливии необходим период покоя. Для молодых растений покой устраивают в течение двух месяцев, начиная с сентября. Чем растение крупнее, тем длиннее покой. То есть сокращается режим полива и  растение переносится в более прохладное место.

Особенности:
·         Если кливия не зацвела весной, то вывод — она "пропустила" прохладный и относительно сухой период покоя. Если же цветонос "застрял" внутри листвы, значит, растение в конце периода покоя слишком долго стояло в прохладном месте. В этом случае поливайте его водой, нагретой до температуры 40°С. И Вы увидите, как тепло сотворит чудо!

·         Если после цветения появившиеся отростки (детки) не удалить, то через несколько лет Вы станете обладателем растения с дюжиной и более цветоносов.
·         Когда кливии становится тесно в горшке, отделите боковые побеги, у которых появилось не менее 4-5 листьев, и пересадите их в маленькие горшки с качественной землей. Эти миниатюрные кливии могут расцвести уже через пару лет и будут так же прилежно размножаться. 

·         Частые перестановки могут помешать цветению.
Земельная смесь: Кливии требуется рыхлая слабокислая почва. Обычно делают смесь из дерновой земли, компоста и торфа в соотношении 2:1:1. При посадке молодых растений в смесь добавляется крупнозернистый песок. На дне горшка устраивают хороший дренаж.
Пересадка: Пересаживают кливии только в случае крайней необходимости и в горшки большего диаметра, стремясь не повредить корни.
Во время пересадки нужно отметить ту сторону растения, которой оно было обращено к солнцу, и после пересадки поставить растение именно так, как оно стояло. 
Разновидности: На сегодняшний день известно только 5 природных видов. Широкое распространение у цветоводов любителей имеют только два вида — Кливия киноварная (С. miniata) и Кливия благородная (C. nobilis).
Вне периода цветения различить эти растения достаточно сложно, разве что по размеру: кливия киноварная — крупнее. А вот цветки различаются очень четко. У первой они воронковидные, довольно широко раскрытые, на отдельном цветоносе их 10-20 штук. У Кливии благородной каждый цветонос несет от 40 до 60 трубковидных поникших цветков. Селекционерами была проведена большая работа по расширению цветовой палитры у кливии. 
И теперь наряду с ярко-оранжевыми цветками у кливии киноварной (Clivia miniata) можно встретить желтые, персиковые, красные и почти белые цветы.Также селекционеры вводят новые цветовые комбинации и в ампельные формы кливии (Clivia nobilis)
      автор: Лика Бабунашвили.